Ремонт и дизайн

rid.by

Инструкции

НОВОЕДолжностные инструкции

СНиП

- Общие положения
- Раздел 1: Организация, Управление, Экономика
- Раздел 2: Нормы проектирования
- Раздел 3: Организация, производство и приемка работ
- Раздел 4: Сметные нормы
- Раздел 4 Сметные нормы\СНиП 4.02-91 (4.05-91)
- Раздел 4 Сметные нормы\СНиП 4.06-91
- Раздел 5: Нормы затрат материальных и трудовых ресурсов

ГОСТы

- Госты\Безопасность (Безопасность в чрезвычайных ситуациях)
- Госты\Геометрические параметры (Система обеспечения точности геометрических параметров)
- Госты\Грунты
- Госты\Дороги
- Госты\ЕСКД (Единая система конструкторской документации)
- Госты\Защита от шума
- Госты\Здания и сооружения
- Госты\Изделия
- Госты\Изделия\Асбестоцементные
- Госты\Изделия\Замки
- Госты\Изделия\Сантехника
- Госты\Инструмент
- Госты\Качество
- Госты\Конструкции
- Госты\Конструкции\Арматура
- Госты\Конструкции\Балки
- Госты\Конструкции\Блоки
- Госты\Конструкции\Двери и окна
- Госты\Конструкции\Деревянные
- Госты\Конструкции\Металлические
- Госты\Конструкции\Опоры
- Госты\Конструкции\Панели
- Госты\Конструкции\Плиты
- Госты\Конструкции\Плиты\ДВП
- Госты\Конструкции\Плиты\Теплоизоляционные
- Госты\Конструкции\Сваи
- Госты\Конструкции\Трубы
- Госты\Лифты
- Госты\Материалы
- Госты\Материалы\Бетоны
- Госты\Материалы\Битум
- Госты\Материалы\Кирпич и камни
- Госты\Материалы\Кровельные и гидроизоляционные
- Госты\Материалы\Лакокрасочные
- Госты\Материалы\Линолеум
- Госты\Материалы\Мастики
- Госты\Материалы\Плитки
- Госты\Материалы\Покрытия
- Госты\Материалы\Стекло
- Госты\Материалы\Теплоизоляционные
- Госты\Материалы\Трубы
- Госты\Материалы\Цемент
- Госты\Материалы\Щебень и песок
- Госты\Металлы
- Госты\Оснастка и оборудование
- Госты\Охрана природы
- Госты\Прочие
- Госты\СПДС (Система проектной документации для строительства)
- Госты\СПКП (Система показателей качества продукции)
- Госты\Средства защитные банковские
- Госты\ССБТ (Система стандартов безопасности труда)
- Госты\Стандартизация и патенты
- Госты\Электроустановки
- Госты\Энергосбережение

Ремонт, Дизайн, Мебель, Строительство, Инструкции

Главная » Ремонт и дизайн » Дизайн интерьера


Мастера композиции

Стандартный контракт торговли на форекс составляет 100.000 единиц базовой валюты. Торговля на рынке Форекс предполагает использование стандартного кредитного плеча, равного 1 к 100.


О чем разговор Композит — конструкционный материал, состоящий из нескольких веществ и включающий армирующие элементы. Эти элементы могут иметь разнообразный вид: нити, короткие волокна (применяя их, получают так называемые волокнистые композиты), хлопья, звездообразные гранулы (применяя последние, делают так называемые дисперсно-упрочненные композиты) и так далее. Вокруг нас композитов — видимо-невидимо. Вот наобум взятые примеры: железобетон, саман, гипсовые медицинские повязки, кабельные оболочки, шифер, древесно-стружечные плиты, сама древесина, наконец. Наши кости, сосуды и сухожилия — тоже композиты.

В этой статье речь пойдет о композитах на полимерной основе, главным образом — о стеклопластиках и углепластиках. Производство подобных материалов — чрезвычайно перспективный бизнес. Достаточно сказать, что на Западе он превратился в мощную индустрию. Нечто подобное ждет и нас. Спешите заработать.

Человеческим языком Наряду с термином "композит” в кругу специалистов имеет хождение словосочетание "композиционный материал”. Говорить "композитный материал” в этом кругу считается неприличным. Зато сказать "композитный корпус” — вполне допустимо. Стеклопластик — композит с армирующими элементами из стекловолокна. Углепластик — композит с углеродными нитями в качестве арматуры. Матрица (1) — субстрат, т.е. вещество, связующее армирующие нити (говоря по-простому, матрица — затвердевшее вяжущее). Матрицей (2) могут называть и форму, заполняемую композитом, пока он находится в жидкой фазе. Наполнитель — чаще всего стеклянные шарики, призванные занимать объем, чтоб экономить на матрице (1) и волокнах. Впрочем, иногда наполнителем называют короткие армирующие волокна, а иногда — почему-то саму матрицу (1). Не разберешь этих специалистов. Катализатор — вещество, в присутствии которого вяжущее твердеет. Отверждение — процесс твердения вяжущего. Помимо каталитического распространено термическое отверждение (в автоклаве). Мастер-модель — сооружение, геометрически идентичное будущей композитной детали. Назначение мастер-модели — служить "зеркальным отпечатком” для формовки матрицы (2). Прикатка — процесс заполнения матрицы (2) пластичным вяжущим.

Деньги Типичный для Украины цех, производящий стеклопластиковые товары широкого потребления, в принципе, требует исчезающе малых капвложений. Если не считать текущих расходов и производственных издержек, такое начинание вряд ли будет стоить больше $2 тыс. Механизированный композитный цех дороже раз в двадцать и примерно во столько же раз производительнее. Причем работников там столько же, сколько и в "типичном” цехе, т.е. — несколько. О рентабельности производства говорить непросто. Во-первых, она сильно зависит от того, что производить, — яхты или мусорные баки, к примеру. Во-вторых, как показывает практика, такие производства редко загружены равномерно. Но при благоприятном стечении обстоятельств, как уверяли нас действующие "композиторы”, рентабельность может достигать и полусотни процентов. Учитывая неравномерность загрузки, на первых порах "композитную” мастерскую имеет смысл "комбинировать” с каким-нибудь другим производством.

Свойства композитов Производство композита и его обработка — единый процесс. Это позволяет очень тонко увязывать свойства самого материала и изделия. Мало того, свойства композитов управляемы. Самый простой пример: армирующие нити можно намотать таким образом, что в одном направлении оно (изделие) будет очень упругим, а в другом — очень жестким. Применение композитов даже в широко распространенных "творениях” наподобие мебели, по умеренно-оптимистичным расчетам российских специалистов, позволяет снизить массу конструкции на 25-50%, трудоемкость ее изготовления — в 1,5-3 раза, энергоемкость производства — в 5-6 раз, материалоемкость — в 1,5-3 раза по сравнению с традиционными технологиями. Все это достижимо не только благодаря механическим свойствам композитов. Сложную конструкцию при традиционных технологиях приходится "сочинять” из нескольких деталей — сваркой, склейкой, соединением на болтах и так далее. Зато если разработать ее композитный эквивалент, все соединения попросту исчезнут! Конструкция превратится в монолит. При этом сократится технологический цикл (все операции заменит одна — формовка). А прочность изделия вырастет уже потому, что в нем исчезнут слабые места. Композитные изделия не нужно красить и перекрашивать, защищая от вредных воздействий. Цвет, так сказать, присущ им изначально: достаточно ввести в вяжущее специальный агент (пигмент). Список достоинств можно продолжать и продолжать.

"Композитчик” о потребительской моде Производитель, пожелавший остаться неназванным: — Можно сказать, что Украина переживает незаметный яхтостроительный бум. Впрочем, его малозаметность объяснима. Круг фирм, производящих стеклопластиковые яхты, довольно узок. А круг заказчиков, можно сказать, еще уже. Хотя мода на "мореплавание” в стране вроде бы появилась. Стоит человеку разбогатеть, он, во-первых, покупает BMW, а во-вторых, — яхту. Узнает, где это можно сделать, приезжает и говорит: "Ребята, мне нужна серьезная, дорогая яхта. Тысяч за десять-пятнадцать долларов”. У наших соотечественников нет понимания, что стеклопластиковая яхта — это минимум тысяч 60-70, а то и 100. Пока что продажи такого товара сдерживает не столько покупательная способность клиентов (на дорогие авто ее хватает), сколько их психология. Но эта психология уже находится под тлетворным влиянием западной моды. Поэтому профессиональные яхтостроители имеют очень хорошие шансы на коммерческий успех в ближайшем будущем даже в Украине. В России нечто подобное уже происходит.

Применение "у них” Развитые страны переживают подлинный композитный бум. Производство этих материалов исчисляется миллионами тонн в год в стране средних размеров. В Штатах выпущена восьмитомная (!) энциклопедия по композиционным материалам! А ведь еще есть целое семейство очень специальных журналов, понятных только профессионалам. "Тамошние” люди применяют композиты буквально везде. Назовем авто-, судо-, самолетостроение, спортинвентарь, обувную промышленность. Из композитов делают целые строения, аттракционы, офисную и торговую мебель, корпуса медицинских и всяких прочих установок, буровой инструмент. А еще — сверхстойкие сальники и уплотнительные шнуры, электрообогреваемые изделия из углеродных волокон (например, одежду). Из углепластиков делают насосы, трубопроводы, цистерны для агрессивных веществ, подшипники скольжения, работающие без смазки. И все это покупается, хотя порой стоит в разы дороже "некомпозитных” аналогов. На этом ослепительном фоне страны СНГ выглядят как большая черная яма с неизученными возможностями. Главная задача отечественных производителей композитов — не столько заполнить рынок, сколько его сформировать. (Применение "у нас” см. на стр. 32 — "Кому продавать”.)

Кому продавать Первое, что приходит в голову при упоминании слова "стеклопластик”, — ширпотреб, автотюнинг и судостроение. Под "ширпотребом” мы понимаем стадионные и трамвайные сиденья, телефонные кабинки, павильончики для кафе и для остановок общественного транспорта, цистерны, баки и тому подобное. Спрос на многие из перечисленных товаров зависит от строительной активности местной мэрии. За одно изделие городская казна отвалит немного (за стадионное сиденье — десяток гривень). Но сидений на хорошем областном стадионе — многие тысячи. Так что удачная "седушная” сделка может выражаться суммой до $100 тыс. А ведь можно "поохотиться” за мэром и "перебить” контракт покрупнее — скажем, на аквапарк. Здесь речь идет о стотысячных и миллионных контрактах. До таких контрактов очень лакомы иностранцы, а темные чиновники часто хватают все, что пробегает мимо, не замечая родных оседлых производителей. Самая пора "засветиться”. Ведь аквапарки-то — сплошь из стеклопластика. Его у нас делать умеют. Прецеденты, надо сказать, есть. Автомобильные спойлеры, молдинги, крылья и антикрылья, вошедшие в моду лет пятнадцать назад, востребованы и сейчас. Грамотный тюнинг в самом деле способен увеличить максимальную скорость (или, прижимную силу), уменьшить расход горючего. Особенно это заметно у тяжелого автотягача. Стоимость комплекта стильной "легковой” стеклопластиковой "навески” может выражаться суммой в пару тысяч гривень. Для получения должного качества и дополнительного убеждения клиента можно подключить к делу авиаторов (тех, которые любят заглядывать в аэродинамическую трубу). Различные КБ и НИИ в стране остались. Продолжая автомобильную тему, заметим, что из пластика же можно делать закрытые обтекаемые багажники (спрос, хоть и ограниченный, на них есть до сих пор), бамперы и т. д. Судостроение — тема слишком капитальная и узкопрофессиональная. Хотя нет: парк непритязательных прогулочных лодок давно пора пополнить. Такие суда можно "толкать” по тысяче гривень за штуку. Себестоимость лодочки будет вполовину ниже. Еще можно заняться мебелью (сделать, наконец, приличные стулья для кафе) спортинвентарем (нормальные отечественные лыжи, ау, где вы?). Можно промышлять игрушками, наконец. Игрушки — это уже экзотика. Но трудно даже представить, как надоели детям санки из консервного железа, бесформенные пляжные резиновые игрушки и тяжеленные велосипеды! А из стеклопластика можно при должном рвении сконструировать "неубиваемые”, амортизирующие санки, быстроходную мини-лодку в виде бегемота и простенькую легкую раму для детского двух- и трехколесника. Выйдет несколько дороже, чем обычно, но, думаете, покупатели не найдутся? (От редактора: купил недавно ребенку горный "велик” в детском исполнении. Тяжелый, зараза. Причем знакомый веломеханик говорит, что аппараты других фирм еще тяжелее, ибо производителям "в лом” делать детские рамы из облегченных труб, и они просто "подрезают” по габаритам раму взрослую.) Правда, детские и спортивные товары придется сертифицировать. Впрочем, сертифицировать желательно все. Нет-нет, мы знаем, что такое Госстандарт. И тем не менее без испытаний порой не обойтись. Иногда вещам вредит чрезмерная прочность. Сверхмощный стеклопластиковый капот при лобовом ударе способен въехать в салон и разрезать машину надвое вместе с пассажирами. Опять-таки, наличие сертификата соответствия может послужить дополнительным аргументом при убеждении клиента. Сам сертификат соответствия на серийное элементарное изделие не так уж дорог — несколько сот гривень. Как поступать с изделиями штучными, индивидуально заказанными — юридически не слишком понятно: образец могут разрушить при испытаниях, а он штучный, стало быть, дорогой.Наверное, лучше сертифицировать семейство изделий, оговорив возможность мелких доработок.

Производитель о перспективах Директор ООО "Эста Лтд.” (композитное яхто- и самолетостроение, изготовление лопастей для промышленных ветротурбин и вентиляторов оборотного водоохлаждения, г.Николаев) Олег АСТАХОВ — У вас, судя по сфере интересов, немалое и активно развивающееся производство. Где вы набрали своих специалистов? — Большинство из них "воспитано” еще при Союзе — в Николаевском кораблестроительном институте. Он и сейчас готовит для нас работников. Приходит человек к нам на практику. Производственной базы — сколько угодно. Постажируется немного — вот вам и готовый работник. Впрочем, учеба на этом не кончается. Учиться приходится всем, причем постоянно.

— Яхты, ветряки — это понятно. Но ходят слухи, что вы разработали углепластиковый планер для четырехместного самолета. Это правда? — Да. Не просто планер — самолет, собственно.

— Как вам это удалось? Понятно, у вас есть хорошие "прочнисты”, но "аэродинамиков”-то нет? — Наш главный конструктор (по этому направлению) — авиастроитель, много проработавший на авиаремонтном заводе. Причем он — действующий авиастроитель, энтузиаст: построил уже три-четыре алюминиевых самолета, так что опыт имеет большой.

— А почему вы начинаете "свою авиацию”, так сказать, со столь высокой ноты — углепластика? Ведь всемирно известный американский любитель-самолетостроитель Берт Рутан (тот самый, на самолете которого реализована мечта Чкалова о кругосветном беспосадочном полете) начинал со стеклопластиковых крыльев, которые клеил в своем гараже. — У нас будут и стеклопластиковые самолеты для сельского хозяйства. Но почему нужно начинать именно в темном гараже?

— Хорошо. А как вы все это собираетесь сертифицировать? Ведь даже отечественные нормы летной годности — документ очень жесткий. Что уж говорить о западных стандартах! Тем более что за тамошнюю сертификацию нужно заплатить тысяч сто не наших бумажек. — Ну, в Украине мы просертифицируем. А на Западе в ближайшее время сертифицировать не планируем.

— Такие машины — и не на Запад? — Я не договорил. Именно на Запад. Наш углепластиковый самолет создается именно для зарубежья. Западные самолеты головокружительно дороги, причем многие модели давно устарели. Новые разработки в тамошних условиях — непомерная роскошь. Так что найти заказчика можно. Если заказчику нужен сертификат — он проведет сертификацию самостоятельно. Для этого мы закладываем в машину соответствующие параметры и стандарты. Если же заказчик не будет применять самолет для пассажироперевозок, евросертификат ему вообще не нужен.

— Интересно. — Если все будет хорошо, мы придумаем еще много интересных вещей. Композиты — безграничное поле деятельности и для практиков, и для фантазеров.

Сырьё Стекловолокно в нашей стране — не дефицит. Помимо многочисленных зарубежных компаний, его производят и отечественные заводы. Крупнейшие из них расположены в Мерефе (Харьковская обл.), Бердянске (Запорожская обл.) и Северодонецке (Луганская обл.). См. также "Company NEWS” ниже. Увы, украинское стекловолокно, по мнению опрошенных нами "композитчиков”, не слишком подходит для образцовых стеклопластиковых изделий: оно непрочное, а ткани из него — неудобны в работе. Печально, но приходится использовать импортное волокно и ткань — точно так же, как и вяжущие. Килограмм фирменных (то есть импортных) стеклоизделий стоит $3-8 — в зависимости от типа и производителя. Впрочем, можно найти ткань и по $2 за килограмм. Но есть вероятность, что с несколько худшими параметрами. Погонный метр отечественной стеклоленты стоит 2-3 грн. В пересчете на массу это примерно втрое-вчетверо дешевле, чем импорт. Угольное волокно от производителя с мировым именем стоит примерно вдесятеро дороже стеклоткани. С непрерывной нитью — ровингом — работать намного труднее, чем со стекло- или углетканью. Нить нужно с великим тщанием укладывать виток к витку, причем со строго определенным усилием. Ткань же (например, лента) "от рождения” дает нужную плотность нитей. Поэтому подавляющее большинство производителей работает с ней. Вяжущим для формовки матрицы, в принципе, может служить любой, поначалу липкий и пластичный, а затем твердеющий, материал. Практики предпочитают пластмассы: термопласты (например, полиэтилен) и реактопласты (всевозможные смолы; из широко распространенных чаще всего применяется "эпоксидка”). Химических заводов в стране вроде много, есть и успешные. Но качество их смол почему-то мало нравится отечественным "композиторам” (впрочем, не только им: "дээспэшникам” и "минераловатчикам” тоже). Украинского продукта не то чтобы боятся, но стараются избегать. Запасаются импортными смолами, килограмм которых запросто может стоить и $1,8, и $5.

Технология простая Само производство стеклопластика — верх малобюджетности. Чтобы сформовать деталь, нужно всего лишь залить смолой "выемку” нужной формы. "Заливка” — термин условный. На деле намоченные в полимере куски стеклоткани "прикатываются” к поверхности "выемки” обычными валиками для покраски. Процедура, заметим, кропотливая, ответственная, требующая навыка. "Выемку” можно лепить хоть из глины. Правда, люди практические предпочитают фанеру, рейки и т. п. Сколько стоят отходы столярного производства? Копейки. Другое дело, что не всякую форму "вычертишь” подобным способом. Обычный сигарообразный поплавок из фанеры сделать трудно. Посему, бывает, из того же стеклопластика, дерева или гипса строят точный макет будущей детали (а не "зеркальную” выемку), пользуясь скульптурно-плотницкими навыками. Получается мастер-модель. Здесь и проектировщику, и рабочим нужна хорошая квалификация. Затем макет "зеркально оборачивают”: облепят стеклопластиком, а когда затвердеет, снимут его. Вот вам и матрица. С нее и "пекут” полноценные изделия. Площадь и конфигурация композитного цеха произвольны и диктуются лишь размерами выпускаемых изделий да их количеством. Тратиться при таком подходе придется разве что на аренду (сотня-другая USD в месяц), на устройство вентиляции (для небольшого цеха — максимум сотня USD) да на отопление-электричество.

Технология сложная Помимо ручной формовки, крупные западные производители применяют вакуум-формовку, формовку под давлением, непрерывную формовку выдавливанием, автоматическую намотку нитей и много прочих автоматизированных процессов. Российские машиностроители время от времени собирают агрегаты аналогичного назначения по заказам местных фирм. Импортное оборудование (кстати, чрезвычайно дифференцированное по видам работ) давно могло бы ввозиться в Украину и Россию потоком, возникни в нем нужда. Увы, такая техника в десятки раз мощнее, чем нужно среднему "композитору”. Она увеличивает производительность именно в десятки раз, но стоит немало. Тем не менее некоторые поставщики материалов для производства стеклопластика могут предложить соответствующие механизмы. Не самый сложный из таких механизмов представляет собой, в сущности, компрессор, снабженный некоторыми усовершенствованиями. "Усовершенствования” смешивают смолу с катализатором и подают к рабочему органу. Орган — либо в виде пистолета, либо прикаточного валика — служит для нанесения этого состава. Попутно тот же аппарат может рубить непрерывное стекловолокно на короткие кусочки и вводить его в струю полимера. Сам рабочий участок окружен воздушной завесой — для безопасности и ради вящей экологичности. Естественно, есть и другие виды подобной техники, скажем, для впрыска смолы в закрытую матрицу, заранее заполненную стекломатериалом. Большинство подобных установок имеет габаритные размеры бытового холодильника, да и весит примерно столько же. Стоит, правда, подороже: примерно $15 тыс. Пистолет или другая насадка обойдется еще в $0,25-0,5 тыс. Кстати, эти цифры позволяют судить о нынешнем состоянии отрасли: рядовой украинский производитель композитов отзывается о подобных ценах чуть ли не как о заоблачных. Пистолет, а иногда и всю установку, принято именовать глас-крафт-автоматом (по имени американской фирмы Glas-Craft — одного из пионеров в выпуске "композиционной автоматики”). Напоследок стоит сказать, что автоматизированные технологии требуют от работников гораздо меньше специальных операторских навыков, нежели ручная формовка. Освоить такую технику можно за несколько дней. Тем более что в этом обычно помогает поставщик механики. Покупать глас-крафт-автомат нужно, когда решено выйти на мощность в сотню килограммов стеклопластика за день. Небольшой цех с механизацией (два автомата с пистолетами, усиленная вследствие повышенного расхода компонентов вентиляция) в таком случае "потянет” минимум на $40 тыс.

Кадры и ноу-хау Число людей, работающих в цехе композитов, может меняться в течение года весьма серьезно. Средняя нагрузка на цех невелика, поэтому авралы и простои чередуются. Часть работников можно скликать лишь в крайних случаях. Матерые производители композитов обычно родом со специализированных предприятий, созданных при Советах и в сильной степени ориентированных на военно-промышленный комплекс (корабли, авиация, ракеты, радиолокация). Назовем завод "Судокомпозит” (г.Феодосия), Николаевский кораблестроительный институт, Киевский институт композиционных материалов, АНТК имени Антонова, Харьковский авиационный институт и так далее. Естественно, не всякий институт или завод дал конверсионные ростки и успешно продвигается в капитализм. Поэтому на "пепелищах” некоторых объектов все еще можно найти превосходных, не старых (35-42-летних) специалистов, еще не попавших в небольшие "композитные” фирмы. Впрочем, некоторые институты продолжают готовить вполне кондиционные кадры. Искать их нужно на кафедрах сопромата. Зарплата на "композитных” производствах сильно зависит от местной конъюнктуры и от квалификации работника. Ставка редко бывает меньше среднегородского вознаграждения, выплачиваемого умелому станочнику. В столице это от 600 грн. в месяц. А самый распространенный тип "композитора” — частный предприниматель — работает в цехе лично. Ничто не мешает прибегнуть и к помощи успешных, сравнительно крупных "композитчиков”, например, строящих яхты. Если вы не собираетесь впрямую конкурировать с ними и убедите их в своих крайне ограниченных возможностях, можно договориться насчет льготных консультаций, а то и взять напрокат какого-нибудь специалиста. "Композитчики” не растеряли некий дух корпоративного патриотизма, свойственный людям полувоенных профессий, и чутки к чужому горю. Профессиональная солидарность для них, насколько мы можем судить, не пустой звук, и большинство из этих людей не без удовольствия помогают коллегам. Ну а самый богатый информационный источник в композитном деле — зарубежные выставки. Поэтому ведущие спецы украинских компаний очень регулярно ездят в Германию, Францию и Бельгию за передовым вражеским опытом.

Согласования и безопасность БИЗНЕС так много и так часто пишет о государственной машине, стоящей на пути предпринимателя, что нам уж стыдно повторяться. Не станем подробно описывать первые шаги бизнесмена в композитном деле. "Разрешалово” здесь стандартное, не самое обременительное для кармана и нервов: договор аренды помещений, братание с городскими службами (пожарные, "канализаторы”, электрики...). Самый важный пункт — взаимодействие с санэпидслужбой. Она располагает медицинскими нормами токсичности и концентрации вредных испарений. А поскольку смолы в самом деле токсичны, придется при помощи санитаров писать технические условия, учитывая производственные вредности, и рассчитывать концентрацию этих вредностей на соответствие вышеназванным медицинским нормам. В принципе, сия процедура бесплатна, но в жизни может облегчить карман на сотни USD (консультационные услуги и прочее). Это для начинающего бизнесмена немало. Вдобавок придется вооружить работяг средствами защиты. Ими служат респираторы, а если санитары строги — то противогазы. Отечественный "намордник” стоит несколько десятков гривень, заморский — сотню, две, три. Насчет работы тех и других отзывы разноречивые. Одни говорят, что капиталисты везут сюда туфту, другие — что украинская защита только мешает, а пользы не приносит. Объективно лишь то, что зарубежная защита эргономичнее.

Углепластик и прочая экзотика Мы говорили в основном о стеклопластике. Углепластик (в просторечии — карбон) — намного прочнее и легче. Углеродное волокно по прочности на разрыв превосходит лучшие стали. Не вдаваясь в теоретизирование, скажем, что изделия из углепластиков, помимо прочности, имеют низкий коэффициент трения и термического расширения, они хемо- и термостойки, у них хорошая электропроводность; наконец, низкая плотность. А у самих углеродных волокон — большие сорбционные возможности. Но углепластик дорог. Например, алюминиевые лыжные палки в десять раз дешевле углепластиковых; алюминиевые велорамы могут быть дешевле карбоновых иногда в три раза, а иногда — и в семь. Так что самые решительные пользователи углепластиков — спортсмены и авиаторы. Люди, для которых легкость — решающий фактор. Как ни странно, в Украине таковые уже есть. И готовы платить — см. мнение г-на Залетина. К новому поколению композитов, помимо углепластиков, относят бороволокниты (арматура — нити бора), волоконную керамику, а также изделия с металлической, а не полимерной, матрицей. "Новое поколение композитов” давно занимается тем, что ставит мировые рекорды удельной прочности, жесткости и т. д. Об этих возможностях даже ходят анекдоты. Вот один. Некий киевский институт в эпоху "обвальной” конверсии решился разработать рекордную велосипедную раму для спортсменов. Разработал настоящее чудо — алюминий с волокнами бора. Вот только процент брака оказался недопустимым. Если расстояние между концами задней вилки было на полмиллиметра меньше, чем нужно — вилку нельзя было разогнуть никакими разумными силами, чтобы вставить колесо.

Просмотров: 8540

Поиск

Профессии рабочих

- Профессии рабочих 1-й разряда
- Профессии рабочих 2-й разряда
- Профессии рабочих 3-й разряда
- Профессии рабочих 4-й разряда
- Профессии рабочих 5-й разряда
- Профессии рабочих 6-й разряда
- Профессии рабочих 7-й разряда

ПОРТАЛ СТАНДАРТОВ

- ВН (Ведомственные нормы)
- ВНП (Ведомственные нормы проектирования)
- ВНТП (Ведомственные нормы технологического проектирования)
- ВСН (Ведомственные строительные нормы)
- ВСП (Ведомственные своды правил)
- ГН (Гигиенические нормы)
- ГЭСНр-2001 (Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы)
- ЕНиР (Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы)
- МДС (Методические документы в строительстве)
- МУ (Методические указания)
- НПБ (Нормы противопожарной безопасности)
- НПРМ (Нормативные показатели расхода материалов)
- ОНТП (Общесоюзные нормы технологического проектирования)
- ОСТН (Отраслевые строительно-технологические нормы)
- ПБ (Правила безопасности)
- Пособия (Пособия к СНиПам)
- ПОТ (Правила по охране труда)
- ППБ (Правила пожарной безопасности)
- Правила
- Приказы, Письма и Постановления
- Прочие документы
- РД (Руководящие документы)
- РДС (руководящие документы в строительстве)
- Рекомендации\Проектирование с учетом потребностей инвалидов
- РНиП (Реставрационные нормы и правила)
- РСН (Республиканские строительные нормы)
- РСН на монтаж (Сборники ресурсных сметных норм на монтаж оборудования)
- РСН на ПНР (Сборники ресурсных сметных норм на пусконаладочные работы)
- СанПиН (Санитарные правила и нормы)
- СН (Строительные нормы)
- CНиР-91 Р (Сборники сметных норм и расценок на ремонтно-строительные работы)
- СП (Свод правил)
- ТСН (Территориальные строительные нормы)
- МГСН (Московские городские строительные нормы)
- ТСН Московской области (Территориальные строительные нормы)
- ТСН Нижегородской области (Территориальные строительные нормы)
- ТСН Пермской области (Территориальные строительные нормы)
- ТСН Самарской области (Территориальные строительные нормы)
- ТСН Ярославской области (Территориальные строительные нормы)
- ТОИ (Типовые инструкции по охране труда)
- Ценники (Ценники на пусконаладочные работы межотраслевого значения)
Copyright rid.by © 2018