Ремонт и дизайн

rid.by

Инструкции

НОВОЕДолжностные инструкции

СНиП

- Общие положения
- Раздел 1: Организация, Управление, Экономика
- Раздел 2: Нормы проектирования
- Раздел 3: Организация, производство и приемка работ
- Раздел 4: Сметные нормы
- Раздел 4 Сметные нормы\СНиП 4.02-91 (4.05-91)
- Раздел 4 Сметные нормы\СНиП 4.06-91
- Раздел 5: Нормы затрат материальных и трудовых ресурсов

ГОСТы

- Госты\Безопасность (Безопасность в чрезвычайных ситуациях)
- Госты\Геометрические параметры (Система обеспечения точности геометрических параметров)
- Госты\Грунты
- Госты\Дороги
- Госты\ЕСКД (Единая система конструкторской документации)
- Госты\Защита от шума
- Госты\Здания и сооружения
- Госты\Изделия
- Госты\Изделия\Асбестоцементные
- Госты\Изделия\Замки
- Госты\Изделия\Сантехника
- Госты\Инструмент
- Госты\Качество
- Госты\Конструкции
- Госты\Конструкции\Арматура
- Госты\Конструкции\Балки
- Госты\Конструкции\Блоки
- Госты\Конструкции\Двери и окна
- Госты\Конструкции\Деревянные
- Госты\Конструкции\Металлические
- Госты\Конструкции\Опоры
- Госты\Конструкции\Панели
- Госты\Конструкции\Плиты
- Госты\Конструкции\Плиты\ДВП
- Госты\Конструкции\Плиты\Теплоизоляционные
- Госты\Конструкции\Сваи
- Госты\Конструкции\Трубы
- Госты\Лифты
- Госты\Материалы
- Госты\Материалы\Бетоны
- Госты\Материалы\Битум
- Госты\Материалы\Кирпич и камни
- Госты\Материалы\Кровельные и гидроизоляционные
- Госты\Материалы\Лакокрасочные
- Госты\Материалы\Линолеум
- Госты\Материалы\Мастики
- Госты\Материалы\Плитки
- Госты\Материалы\Покрытия
- Госты\Материалы\Стекло
- Госты\Материалы\Теплоизоляционные
- Госты\Материалы\Трубы
- Госты\Материалы\Цемент
- Госты\Материалы\Щебень и песок
- Госты\Металлы
- Госты\Оснастка и оборудование
- Госты\Охрана природы
- Госты\Прочие
- Госты\СПДС (Система проектной документации для строительства)
- Госты\СПКП (Система показателей качества продукции)
- Госты\Средства защитные банковские
- Госты\ССБТ (Система стандартов безопасности труда)
- Госты\Стандартизация и патенты
- Госты\Электроустановки
- Госты\Энергосбережение

Ремонт, Дизайн, Мебель, Строительство, Инструкции

Главная » Ремонт и дизайн » В помощь мастеру


Лестницы и лифты

Худошин А. Лестницы и лифты // Ватерпас. 2002. №2. C.68-71

Человек, на самом деле, начал свою эволюцию не с палки-копалки: просто он стал мыслить не в плоскости, а в трехмерном пространстве, и первым изобретением стала эволюционная лестница, которая благодаря научно-техническому прогрессу превратилась в эволюционный скоростной лифт. Постоянно и непреодолимо стремление человеческого разума зафиксировать свое превосходство над остальной природой. Человеческие амбиции покорили воздух, но прижиться там не смогли. Нашелся выход: быть на земле, но одновременно быть и над землей. Так появилось многоэтажное строительство, а вместе с ним и проблема сообщения между этажами. Вслед за колесом срочно была изобретена лестница...

Каменные лестницы, наклонные плоскости (пандусы), равно как и механические подъёмники (лифты, эскалаторы), предназначены для сообщения между этажами, площадками и помещениями, находящимися на разных уровнях. Если оперировать понятиями объёмно-планировочной композиции, то лестницы можно условно разделить на входные, основные и вспомогательные. Входные, расположены снаружи или в заглублении [нише] дома. Основные как раз и перемещают нас между этажами и площадками. Вспомогательные проведут нас в подвал, а в домах высотой более 10 м присутствуют пожарные вспомогательные лестницы, обычно расположенные на фасаде и ведущие на крышу. Что требуется от лестницы? Всего ничего: она должна быть прочной, безопасной во всех отношениях (особенно в смысле пожарной безопасности), иметь достаточную пропускную способность, определяемую человекопотоком или плотностью народонаселения в этом здании, должна обеспечить возможность транспортировки мебели и эвакуацию людей при пожаре. Ну и, естественно, пункт: эстетичность. В проекте не бывает незначительных вещей, поэтому при выборе и проектировании лестниц следует учитывать их важную роль в организации объёмно-планировочной структуры и архитектурной композиции в целом. Комфорт дома, интерьер его основных помещений, композиция фасада во многом будут определяться удобством расположения, размером, формой, отделкой лестниц. Разберем лестницу «на подлежащее и надлежащее». Лестница состоит из двух основных элементов-площадок и лестничных маршей. Площадки подразделяются на этажные (на уровне пола каждого этажа) и промежуточные (междуэтажные). Марш-это функциональный и конструктивный элемент, соединяющий две лестничные площадки и опирающийся на них. Он состоит из ряда ступеней, укрепленных обычно на двух, а иногда на одной наклонной балке. Если несущие балки расположены под ступенями, их называют косоурами, а если по бокам (торцам] ступеней — тетивами. Лестничные марши и площадки должны иметь ограждения с поручнями — перила, высотой 800-1000 мм. В зависимости от числа маршей, соединяющих два смежных этажа, лестницы бывают одно-, двух- или трёхмаршевые (при устройстве лифта или при высоте этажей от 4,2 м). В плане форма лестниц зависит от взаиморасположения маршей и площадок и может быть прямолинейной, с поворотом, криволинейной, а также винтовой, которую иногда называют веерной. Лестницы занимают довольно много места, поэтому одна из задач архитектора при индивидуальном проектировании сделать их более компактными. Для этого в коттеджах их нередко проектируют не только с поворотом и без промежуточной площадки для отдыха, но и с несколькими так называемыми забежными ступенями. Эти клиновидные в плане ступени как бы забегают одна под другую. В самом узком месте (внутренний участок поворота) ширина ступени не должна быть менее 80 мм, а лучше 120 мм. Горизонтальную плоскость ступени называют проступью, а расстояние между двумя соседними проступями — подступенком, который равен высоте ступени. По нормам количество ступеней в одном лестничном марше должно быть не менее 3 и не более 18. Однако на практике встречаются марши и с большим их количеством. Ширина лестничных маршей, определяемая расстоянием между перилами или между стеной и перилами, должна быть не менее 900 мм, иначе идущим навстречу друг другу людям будет трудно разминуться. Ширина лестничных площадок должна быть не меньше ширины марша, а основная [этажная] площадка, кроме того, должна быть достаточно просторной для удобного расположения дверей помещений и лифта (если таковой имеется). Большое значение для удобства пользования лестницей имеет её уклон, то есть отношение подступенка к проступи или отношение высоты марша к его горизонтальной проекции. При подъёме человек должен затрачивать примерно в два раза больше энергии, чем при движении по горизонтали; средний его шаг — от 570 до 640 мм. Поэтому для сохранения постоянной ритмичности движения по лестнице её уклон должен быть приблизительно 1:2 или около 27». В этом случае номинальная высота подступенка-150 мм (конструктивный размер с учётом зазоров 148 мм) при ширине проступи 300 мм. Удвоенная высота подступенка — 150 х 2 = 300 мм и ширина проступи-300 мм в сумме составляют средний шаг человека — 600 мм. В практике строительства жилых зданий наибольшее распространение получили типовые железобетонные лестницы с уклоном маршей 1:2. Однако, кроме них, в коттеджах широко применяются и более крутые лестницы (с уклоном 1:1,75; 1:1,5 и даже ещё круче), которые занимают существенно меньше площади. Высота подступенков таких лестниц может быть 180-190 мм и более, а ширина проступей-250 мм и менее. Лестница, ведущая в подвал или на мансарду, может иметь уклон 1:1, то есть 450. Для удобства хождения по лестнице проступь не должна быть меньше длины ступни человека. Увеличение ширины ступени на 30-50 мм может быть сделано за счёт напуска или валика проступи над подступенком. Лестницы бывают с каменными ступенями (преимущественно в старинных зданиях, а также наружные, входные), железобетонные, деревянные и металлические. К последним относятся пожарные — фасадные, а также лестницы со сложными очертаниями или большой протяженностью маршей, когда на стальные (из двутавров или швеллеров) косоуры укладывают наборные ступени; металлические, бетонные (при длине ступени более 1,05 м железобетонные) или из камня твёрдых пород. Независимо от материала нормативная нагрузка лестницы для жилых зданий должна быть 300 кг/м. В практике современного строительства конструкции лестниц выполняют преимущественно из типовых железобетонных элементов, рассчитанных на высоту типового этажа 2,70; 2,80:3,00; 3,30 м и более. Наиболее экономичная и простая в изготовлении и монтаже — конструкция двухмаршевой крупноэлементной лестницы, состоящей из двух однотипных встречных маршей и двух однотипных площадок. Она изготовлена из бетона марки 200 с армированием сварными каркасами и проволокой. Марш состоит из двух косоуров и уложенных на них ступеней, которые отформованы на заводе железобетонных изделий в один укрупнённый элемент. Для удобства укладки маршей и устройства перил между ними оставляют зазор 100 мм. Лестничная площадка выполнена в виде плиты, окаймленной по нижнему контуру усиленными ребрами, на которые опираются два лестничных марша (идущие вверх и вниз). Марши и площадка крепятся также сваркой закладных деталей. Лестничные площадки с торцевых сторон обычно имеют специальные консольные выступы — «ушки», которыми опираются на гнёзда в боковых кирпичных стенах лестничной клетки. В другом случае ребра контуров площадки лежат на специально установленных в стены стальных «столиках». Лестничные марши и площадки поступают с заводов на стройку с чисто отделанными ступенями. Чтобы полезная ширина лестницы не уменьшалась, сбоку в них закладывают металлические пластины для приварки ограждений. При широких лестничных маршах (1200 мм и более) стальные стойки можно укреплять в гнёзда в проступях и площадках. Затем гнёзда заделывают цементным раствором. Встречаются конструкции лестниц с накладными, например, мозаичными или из керамических плиток, проступями. Эти элементы укладывают на раствор после установки ступеней. Более рациональными и эстетичными могут быть выполненные из мелкоразмерных элементов открытые лестницы различных габаритов и форм. В одних случаях они могут состоять из отдельных косоуров, в других случаях — из тетив, а также из ступеней, балок и плит лестничных площадок. Железобетонные и деревянные мелкоэлементные конструкции лестниц широко применяются в малоэтажном строительстве, при этом используются краны грузоподъемностью до 500 кг. Правда, возведение таких лестниц требует довольно значительных трудозатрат и они дороже крупноэлементных примерно на 40%. В мелкоэлементных железобетонных лестницах ступени укладывают либо по двум косоурам, либо по одному, расположенному на продольной оси марша. В местах примыкания марша к лестничной площадке укладывают особые ступени, называемые фризовыми. По характеру отделки, по длине и высоте они не отличаются от основных ступеней. Ширина же фризовых ступеней меньше основных, так как они опираются частично на косоуры, частично на площадочные балки. Железобетонные косоуры и балки имеют прямоугольное сечение. Для опирания косоуров в площадочных балках устраивают гнезда. Сегодня получили особое распространение в европейских странах винтовые, а также веерные лестницы. Они занимают в помещении немного места, могут размещаться у стены или в середине комнаты, недороги и красивы, но при установке требуют высокой квалификации мастеров. Несущей центральной опорой винтовой лестницы обычно служит металлическая труба, к которой по окружности через интервалы 150-200 мм консольно привариваются или крепятся другим способом клиновидные проступи длиной 700 мм и более. Проступи бывают из нержавеющей стали с шероховатой верхней плоскостью, деревянными или пластмассовыми. Подступенка может не быть, а широким торцом ступенька крепится к стойке перил или к ограждающей стене. Но что мы всё пешком да пешком. Эх, прокачу!... Кстати, вы не задумывались, почему в европейских корпорациях инженеры по приходе в офис сразу приступают к работе, а не бегут в буфет за пирожками или гоняют чаи. Ответ прост — они не жгут столько калорий при подъеме на ...надцатый этаж. Согласитесь, знакома до боли вечная табличка «лифт временно на ремонте», а если в праздник ее нет, то конкурс на место в лифте, как на место с бюджетным финансированием в юракадемии. Благодаря чему вы рискуете попасть в свой «офис» как раз к обеду. Этим моментам радуются только борцы с лишним весом и бегуны от инфаркта. Так как же и на чем поезжают белые люди?  

Лифты Первые лифты действительно появились в Египте. Как известно, ими пользовались при возведении пирамид, приводя в движение механизм, используя силу людей и, иногда, животных. Такое чудо устройство использовалось исключительно для поднятия грузов. Первые серьезные изменения в лифтовой технологии про изошли в 1853 г. с появлением редукторного лифта изобретения американца Элайша Грейвса Отиса. Это была первая безопасная подъемная машина. Изобретение специальных устройств — ловителей — предотвращало падение подъемника при обрыве троса. С этого момента технологические усовершенствования подъемных механизмов не прекращались. Несколько позже зафиксировано появление электрического лифта. Его отличала большая скорость движения и высота подъема. Появление безопасных подъемных машин позволило вести строительство зданий большей этажности, облегчая подъем и уменьшая площадь застройки. Так, можно считать, что в развитии больших городов и появлении небоскребов лифт сыграл решающую роль. Лифт [от английского lift поднимать] стационарная грузоподъемная машина периодического действия, предназначенная для подъема и спуска людей, а также грузов. Перевозка пассажиров осуществляется отдельными партиями через определенное время, при этом движение чередуется с остановками для посадки и высадки людей. Лифт является наиболее распространенным подъемником периодического действия. Еще одним представителем пассажирских подъемно транспортных машин может стать фуникулер. Эти машины используют обычно на крутых подъемах. Так, в Пари же, чтобы подняться на гору Монмартр, наряду с обычной лестницей можно воспользоваться фуникулером. К подъемно-транспортным машинам непрерывного действия относятся и эскалаторы. Посадка и высадка пассажиров с таких машин происходит без остановки последних в процессе работы. При значительных и интенсивных пассажиропотоках, характерных для большинства общественных зданий, в метрополитенах, портах, вокзалах и универмагах наибольшее распространение получили эскалаторы. Вместе с тем там, где пассажиропоток сравнительно небольшой и непостоянный [жилые дома, административные здания], устанавливают лифты. По области применения лифты могут быть пассажирские, грузовые и специальные, по виду же приводов лифты делятся на электрические и гидравлические. Упрощенно пассажирский лифт с электроприводом представляет собой кабину, подвешенную на стальных канатах в вертикальной шахте. Установленная в машинном помещении лебедка наматывает канаты на барабан. Кабина движется по направляющим, укрепленным на стенах шахты (угол наклона к вертикали при этом составляет не более 150). Наряду с электрическими применяются и гидравлические лифты. Движение гидравлических лифтов осуществляется в результате поступательного движения штока. При этом двигатель, приводящий в действие всю гидравлику, также электрический. Гидравлические лифты в основном предназначены для зданий малой этажности и небольшой интенсивности движения. По оценкам специалистов, в мире эксплуатируется более миллиона лифтов. Потребность в технике такого рода постоянно растет. Поэтому появление на рынке первоклассного лифтового оборудования для транспортировки пассажиров и грузов — результат многолетних разработок, опыта и постоянного усовершенствования узлов и деталей. К лифтам предъявляются определенные требования. Прежде всего они должны быть надежны в эксплуатации и безопасны для пассажиров. С архитектурной точки зрения, лифт должен соответствовать требуемым задачам, предъявляемым к проекту, — органично вписываться в решение здания, а все технологическое оборудование — эргономично и компактно размещаться в нем. Немаловажны и требования экологии. Например, отсутствие вредных запахов при работе лифта. Обеспечение низкого уровня шума также одно из основных требований,предъявляемых как строительными организациями, так и пользователями лифтов. Кроме того, такие характеристики, как грузоподъемность и скорость, становятся все более определяющими при выборе лифтового оборудования. В части дизайна кабины лифтов выбор огромен. Надо отметить, что современный качественный лифт обеспечивает минимум вибрации и шума, работает плавным ускорением и торможением. В деловых центрах, банках и других общественных зданиях сложилась практика устанавливать лифты, позволяющие обслуживать большие пассажиропотоки в периоды прихода и ухода сотрудников. При этом совсем не обязательно увеличивать количество лифтов или их груза. Сегодня подобные задачи могут быть решены также и с помощью специального программного обеспечения, которым оснащены некоторые модели лифтов ведущих производителей. Так, существуют специальные программы для сокращения времени ожидания прихода лифта. Торговые и выставочные комплексы достаточно часто оснащаются панорамными лифтами. Панорамный лифт, предназначенный для обозрения, может иметь различную конфигурацию. А для создания максимального обзора часто применяются стеклянные панели от пола до потолка. И, конечно, при выборе лифтового оборудования учитываются затраты, связанные с расходами на его эксплуатацию, в частности, на электроэнергию. Конкуренция на лифтовом рынке заставляет предприятия постоянно повышать качество своей продукции. Этому способствует модернизация производства, установка современного высокотехнологичного оборудования, разработка новых конструкций лифтов. Расширение номенклатуры предприятий-изготовителей обеспечивает заказчикам большой выбор лифтового оборудования. Так, наряду с типовыми и серийными проектами заводы изготавливают лифты по индивидуальным заказам. Например, в связи с вводом в действие новых строительных норм многие производители выпускают лифты для перевозки пожарных подразделений. К тому же системы управления лифтами могут быть выполнены на различной элементной базе, что обеспечивает необходимый режим работы лифта в зависимости от типа здания, в котором он установлен. Лифтовое оборудование, представленное на рынке, разделяется на две категории — престижные, дорогие лифты и более дешевые. Первая, достаточно узкая категория лифтового оборудования в основном представлена техникой зарубежных производителей, вторая, более обширная, — отечественными. Поскольку лифты на сегодняшний день — обязательное условие комфортного пребывания в многоэтажных зданиях, то требования заказчиков будут неуклонно расти. Это касается в одинаковой степени всех категорий лифтов. Достижения в лифтостроении, благодаря использованию возможностей информационных технологий и современной электроники, направлены на повышение надежности, уровня комфорта, быстродействия. Так, компания «Schindler» — крупный швейцарский производитель — предложила интеллектуальную программу оптимизации движения лифтов — Місоnіс 10 тм. Принцип работы системы основывается на оригинальной идее: этаж назначения вводится еще до входа в лифтовую кабину. Система направляет конкретную кабину к определенному пассажиру, а он, в свою очередь, получает сообщение, к какой кабине следует подойти. В результате пассажиры с одним и тем же этажом назначения группируются вместе, что позволяет минимизировать количество остановок на пути движения лифта. Компания «Otis» также предложила новинку — лифт Gen2. В этом лифте применены плоские армированные полиуретановые ремни, отличающиеся большей прочностью, долговечностью и гибкостью. Благодаря этому изобретению система Gen2 комплектуется безредукторной лебедкой со встроенным диском тормоза. Размер лебедки намного меньше используемых ранее. Это позволяет проектантам-строителям отказаться от машинного помещения. В целом же в современных лифтах, в зависимости от выбранной модели, машинное помещение может быть расположено прямо над шахтой, в непосредственной близости от шахты [на одном из этажей] или лифт вообще может не иметь машинного помещения. Последний вариант находит все более широкое применение, поскольку позволяет вписать шахту практически в любое здание.

Дизайн лифтов Особое внимание производители современных лифтов уделяют дизайну. Как уже отмечалось, большинство моделей предохранены от умышленных повреждений. Исключение, пожалуй, составляют системы, предназначенные для установки в частных резиденциях. Внутренняя часть кабины традиционно состоит из металлических щитов, окрашенных высокопрочными порошковыми эмалями. При этом предлагаемые цвета с большой гаммой оттенков — по выбору заказчика. Возможна отделка кабины панелями из нержавеющей стали, различных пород дерева, ламинированным пластиком. Пол кабины закрыт металлическим листом, резиновым или ковровым покрытием, возможно использование натурального камня. Особую «изюминку» привносят в дизайн кабины поручни и зеркала. Освещение кабины выполняется плафонами различной формы, галогенными или люминесцентными светильниками. Появление на рынке моделей лифтов с телескопическими дверьми позволяет заказчику значительно сократить ширину шахты, соответственно освободить дополнительную площадь здания. Специалисты фирм на сегодняшний день предлагают решение всего комплекса задач — от проектирования и поставки оборудования до монтажа и сервисного обслуживания, а при необходимости — полного капитального ремонта.

Лифты с проходными дверями Кабины этих лифтов оборудованы двумя дверями. На определенном этаже по желанию архитектора могут открываться те или иные двери или обе двери одновременно. Это позволяет архитекторам получить дополнительную гибкость, необходимую зачастую при проектирований здания. В 1998 году начато производство лифтов с нижним машинным помещением и лифтов для больничных учреждений. Важной частью работы архитектора й проектировщика является решение этажного холла. Предлагается большой выбор кнопок, индикаторов и панелей дверных проемов. Этажные двери лифтов могут быть выполнены из пластика, нержавеющей стали и окрашены в разные цвета, вписывающиеся в интерьер холла.

Просмотров: 3139

Поиск

Профессии рабочих

- Профессии рабочих 1-й разряда
- Профессии рабочих 2-й разряда
- Профессии рабочих 3-й разряда
- Профессии рабочих 4-й разряда
- Профессии рабочих 5-й разряда
- Профессии рабочих 6-й разряда
- Профессии рабочих 7-й разряда

ПОРТАЛ СТАНДАРТОВ

- ВН (Ведомственные нормы)
- ВНП (Ведомственные нормы проектирования)
- ВНТП (Ведомственные нормы технологического проектирования)
- ВСН (Ведомственные строительные нормы)
- ВСП (Ведомственные своды правил)
- ГН (Гигиенические нормы)
- ГЭСНр-2001 (Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы)
- ЕНиР (Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы)
- МДС (Методические документы в строительстве)
- МУ (Методические указания)
- НПБ (Нормы противопожарной безопасности)
- НПРМ (Нормативные показатели расхода материалов)
- ОНТП (Общесоюзные нормы технологического проектирования)
- ОСТН (Отраслевые строительно-технологические нормы)
- ПБ (Правила безопасности)
- Пособия (Пособия к СНиПам)
- ПОТ (Правила по охране труда)
- ППБ (Правила пожарной безопасности)
- Правила
- Приказы, Письма и Постановления
- Прочие документы
- РД (Руководящие документы)
- РДС (руководящие документы в строительстве)
- Рекомендации\Проектирование с учетом потребностей инвалидов
- РНиП (Реставрационные нормы и правила)
- РСН (Республиканские строительные нормы)
- РСН на монтаж (Сборники ресурсных сметных норм на монтаж оборудования)
- РСН на ПНР (Сборники ресурсных сметных норм на пусконаладочные работы)
- СанПиН (Санитарные правила и нормы)
- СН (Строительные нормы)
- CНиР-91 Р (Сборники сметных норм и расценок на ремонтно-строительные работы)
- СП (Свод правил)
- ТСН (Территориальные строительные нормы)
- МГСН (Московские городские строительные нормы)
- ТСН Московской области (Территориальные строительные нормы)
- ТСН Нижегородской области (Территориальные строительные нормы)
- ТСН Пермской области (Территориальные строительные нормы)
- ТСН Самарской области (Территориальные строительные нормы)
- ТСН Ярославской области (Территориальные строительные нормы)
- ТОИ (Типовые инструкции по охране труда)
- Ценники (Ценники на пусконаладочные работы межотраслевого значения)
Copyright rid.by © 2014